Оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву начнется 15 декабря в Хамовническом суде Москвы. Между тем экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский выступил в Хамовническом суде с заключительной речью в свою защиту по второму уголовному делу
Reuters
Оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву начнется 15 декабря в Хамовническом суде Москвы. Между тем экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский выступил в Хамовническом суде с заключительной речью в свою защиту по второму уголовному делу Ходорковский заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. "Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть. Но если потребуется, я готов, моя вера не стоит жизни", - сказал он
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву начнется 15 декабря в Хамовническом суде Москвы. Между тем экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский выступил в Хамовническом суде с заключительной речью в свою защиту по второму уголовному делу
Reuters
 
 
 
Ходорковский заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. "Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть. Но если потребуется, я готов, моя вера не стоит жизни", - сказал он
Reuters
 
 
 
"Люди надеются, что страна станет свободной, где права человека не станут зависеть от царя, власть будет зависеть от граждан, а суд от права и от Бога, если хотите - от совести. Я верю: так будет, я не идеальный человек, я человек идеи", - сказал экс-глав
Reuters

Оглашение приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву начнется 15 декабря в Хамовническом суде Москвы. Ожидается, что чтение приговора займет несколько дней, передает ИТАР-ТАСС.

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский выступил сегодня в Хамовническом суде с заключительной речью в свою защиту по второму уголовному делу. Он заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. "Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть", - передает его слова "Интерфакс", отмечая, что подсудимый сказал, что его "вера не стоит жизни",

Однако все присутствующие на суде заявили, что Ходорковский на самом деле сказал: "Моя вера стоит жизни", что в контексте готовности принять приговор суда ради идеи звучит более естественно. Позднее агентства уточнили эту фразу Ходорковского. Точную расшифровку речи экс-главы ЮКОСа можно прочитать на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева. В своей речи подсудимый подчеркнул, что дело против него было подготовлено по заказу и на суд оказывалось психологическое давление. "Есть люди, которые хотят нас оставить в тюрьме навсегда и не скрывают этого", - заявил он.

- Аудиозапись последнего слова Ходорковского (формат mp3)
- Обращение правозащитников и деятелей культуры: свободу Ходорковскому и Лебедеву
- Ходорковский: "Мне стыдно за мое государство!"
- Прокуроры опровергли сами себя, считает защита
- Дело Ходорковского и Лебедева

"Но пока они добились обратного. Из нас, обычных людей, сделали символ борьбы с произволом. Тем не менее, им необходим обвинительный приговор, чтобы не стать козлами отпущения. Я надеюсь, суд выдержит их психологическое давление", - добавил Ходорковский.

Экс-глава ЮКОСа снова повторил, что не верит в оправдательный приговор суда, но продолжает на это надеяться. "Признания вины от меня никто всерьёз не ждет. Вряд ли сегодня кто-нибудь поверит мне, если я скажу, что похитил всю нефть, добытую моей компанией. Но также никто не верит, что в московском суде возможен оправдательный приговор по делу ЮКОСа. Тем не менее, я хочу сказать о надежде. Надежда – главное в жизни", - приводит речь экс-главы ЮКОСа пресс-центр Ходорковского и Лебедева.

Присутствующие в зале встретили выступление экс-главы ЮКОСа аплодисментами. Когда он закончил говорить, начали скандировать "Свободу!" и продолжали, пока подсудимых вели по лестнице в конвойное помещение.

Ходорковский: Стабильность России превратилась в застой

Экс-глава ЮКОСа заявил в своем последнем слове также, что, когда в конце ХХ века строил "лучшую в России нефтяную компанию, делал то, чем сегодня гордится "Роснефть", получившая все от "ЮКОСа", появилась надежда, что период потрясений и смуты позади". "Увы, эта надежда пока не оправдалась. Стабильность стала похожа на застой. Общество замерло. Хотя надежда пока живет. Живет даже здесь, в зале Хамовнического суда, когда мне уже без малого 50 лет", - сказал он.

По словам Ходорковского, "с приходом нового президента у многих граждан тоже появилась надежда, но невозможно мириться с тем, что люди называют себя патриотами, а боятся всех изменений, ограничивающих их кормушки или вседозволенность". "Саботаж реформ - это не патриотизм, а лицемерие. Мне стыдно смотреть, как некогда уважающие себя люди обменивают свою честь на привилегии и подачки", - заявил Ходорковский.

В связи с этим он призвал задуматься, "стоит ли удивляться, что думающие люди не стремятся к самореализации" в России. "Кто будет модернизировать экономику? Прокуроры? Милиционеры? Чекисты? Такую модернизацию уже пробовали — не получилось. Водородную бомбу, и даже ракету, сделать смогли, а вот свой хороший, современный телевизор, свой дешевый, конкурентный, современный автомобиль, свой современный мобильник и еще кучу современных товаров – до сих пор не можем. Зато научились красиво демонстрировать чужие разработки. Что случилось с президентскими инициативами в области промышленности? Похоронены? Ведь они — реальный шанс слезть с сырьевой иглы", - сказал Ходорковский.

"Государство, доверяющее только силовикам, - больное государство. Если надежда угаснет, кто сможет вывести страну из застоя?", - заметил подсудимый. По его словам, "нам нужен не один Сахаров, а тысячи, защищенные законами и независимыми судами". "Мы, граждане России, патриоты страны, можем и должны ее изменить", - добавил Ходорковский.

Он выразил сожаление, что не смог защитить своих бывших подчиненных, однако подчеркнул, что помнит о них каждый день. "Я горжусь, что среди тысяч сотрудников ЮКОСа не нашлось ни одного, который стал бы лжесвидетелем", - сказал он.

Ходорковский: "Мне стыдно за мое государство!"

Как подчеркнул Ходорковский, "за исходом этого процесса следят миллионы глаз". "Люди надеются, что страна станет свободной, где права человека не станут зависеть от царя, власть будет зависеть от граждан, а суд от права и от Бога, если хотите - от совести. Я верю: так будет, я не идеальный человек, я человек идеи", - сказал он.

По его мнению, "те, кто начинал это дело, считали нас быдлом". "Прошли годы, кто теперь быдло? Кто ради собственной выгоды врал, пытал и брал заложников. И это они называли "государевым делом". Мне стыдно за свое государство!" - цитирует слова бывшего руководителя ЮКОСа радио "Свобода".

Ходорковский призвал председательствующего на процессе судью Виктора Данилкина проявить мужество: "Я хочу, чтобы суд в моей стране стал независимым, чтобы мы не оставили в наследство нашим детям и внукам следы тоталитаризма. Все понимают, что ваш приговор станет историей России".

Обращаясь к судье, он добавил: "Ваша честь, в Ваших руках гораздо больше, чем две судьбы. Здесь решается судьба большого количества людей, тех, кто построил дом, добился успеха и не хочет, чтобы это досталось рейдерам".

По его словам, решение суда касается не только и не столько его и Платона Лебедева, сколько надежд россиян, на способность суда защищать их права в целом. "Спросим себя, что сегодня думает предприниматель, высококлассный организатор производства, просто образованный человек, глядя на наш процесс и ощущая, что результат предопределен? Прав у человека при столкновении с системой вообще нет, права даже не защищены судом", - сказал Ходорковский.

Прокуроры опровергли сами себя, считает защита

Защита Ходорковского и Лебедева убеждена, что прокуроры в своих выступлениях опровергли сами себя. "Гремучая смесь беспомощной злобы и беспробудной лжи была сложена из простой формулы "кручу верчу - запутать хочу", - сказал, выступая суде, адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.

По его словам, прокуроры присвоили себе полномочия суда, "им нужны не решения, а только ваша (председательствующего судьи) печать". "Они злорадствуют, что Ходорковский и Лебедев чего-то там не опровергли из их словоговорения, но опровергнуть-то должны обвинители, поскольку все сомнения трактуются в пользу подсудимых", - сказал адвокат.

Напомним, что гособвинение 22 октября заявило в Хамовническом суде Москвы, что считает справедливым приговорить Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы в колонии общего режима. Защита, естественно, негативно оценила подобное требование прокуратуры.

Ходорковский по этому поводу сказал, что вспоминает октябрь 2003 года, "последний мой день на свободе". "Через несколько недель после ареста мне сообщили, что тогдашний президент Владимир Путин решил: я буду "хлебать баланду" восемь лет. С тех пор прошло семь лет. Судя по смыслу выступления прокуроров ("наплюйте на все", "дайте им 14 лет"), меня опасаться стали больше, а закон уважать меньше. Они даже не стали, как в прошлый раз, отменять мешающие им судебные акты", - сказал Ходорковский.

Лебедев в своих репликах подчеркнул, что прокуратуре не удалось опровергнуть его доводы. "Я полагал, что в реплике Валерий Лахтин будет меня опровергать, но он стал подтверждать те доводы и доказательства, которые я привел в прениях", - сказал Лебедев.

В целом же, бывший глава МЕНАТЕП отказался от своего права на последнее слово. "Я хочу сказать, если есть добросовестность (обожаю это слово), то, в общем-то, все легко. Мне в этом суде последнее слово не нужно, я от него отказываюсь. Я буду говорить его в другом месте", - сказал он.

Стоит отметить, что сторона обвинения запросила для Ходорковского и Лебедева всего на год меньше их худших ожиданий: адвокаты подсчитали, что экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП грозит по 15 лет заключения в случае признания виновными по всем эпизодам.

На требуемом сроке наказания особенно не отразились ни просьба самой же прокуратуры прекратить по истечению срока давности уголовное преследование по одному из ключевых эпизодов - хищению акций Восточной нефтяной компании (ВНК), ни квалификация деяний согласно Уголовному кодексу РФ в редакции 2010 года, то есть с учетом президентских поправок, снизивших наказание по ряду экономических преступлений.

Не сыграло роли и снижение на треть претензий прокуратуры, попросившей признать Ходорковского и Лебедева виновными в хищении более 218 миллионов, а не свыше 350 миллионов тонн нефти.

Прокурор просит признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ) в размере более 487 миллиардов рублей и свыше 7,5 миллиарда долларов.

Дело Ходорковского и Лебедева

Напомним, Ходорковский был арестован в конце 2003 года, глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

Стоит отметить, что прения по первому уголовному делу продолжались около двух недель. Новое дело более масштабно по числу материалов. В настоящее время срок содержания под стражей обвиняемых продлен до 17 ноября.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". Хамовнический суд 29 сентября завершил стадию судебного следствия по второму уголовному делу в отношении Ходорковского и Лебедева.

Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.

Обращение правозащитников и деятелей культуры: свободу Ходорковскому и Лебедеву

Российские правозащитники, политики и деятели культуры считают, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев должны выйти на свободу.

"Мы надеемся, что суд вынесет такое же справедливое и верное решение, какое вынес суд общественности - невиновны, оправданы, свободны", - говорится в обращении, которое цитирует "Интерфакс".

Его, в частности, подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава фонда Андрея Сахарова Сергей Ковалев, член Общественной палаты Алла Гербер, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, глава центра "Мемориал" Олег Орлов, основатель компании "Вымпелком" и фонда "Династия" Дмитрий Зимин, актрисы Лия Ахеджакова и Инна Чурикова, актер Олег Басилашвили, режиссер Эльдар Рязанов, писатель Фазиль Искандер, сопредседатель движения "Солидарность" Борис Немцов, режиссер Павел Лунгин, сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман, член политсовета Объединенного гражданского фронта Александр Кондауров, член бюро партии "Яблоко" Борис Вишневский, родители Михаила Ходорковского Борис и Марина.

"Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы освободить Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Потому что сегодня Хамовнический суд решает не только судьбу двух человек - он определяет судьбу России на многие годы вперед", - говорится в документе.

"Мы не хотим терять надежду на то, что в Российской Федерации начнется возвращение к праву, и что это возвращение начнется с оправдания Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Это - шанс стать цивилизованным государством", - заявили авторы обращения.

В нем отмечается, что "сотни людей, следивших за ходом процесса или лично посетивших процесс, единодушно назвали его абсурдным и сравнили с "Процессом" Кафки".

"Мы заявляем, что любой обвинительный приговор Лебедеву и Ходорковскому - хоть год, хоть пять, хоть затребованные прокуратурой 14 лет - станет обвинительным приговором всем, кто поверил в право и свободу, всему честному бизнесу, всем нам. Это прямое и непосредственное обвинение всех руководителей предприятий в организации преступных групп, всех работников - в участии в преступных сообществах. Обвинительный приговор - это похороны последних надежд на правосудие, модернизацию и демократическое развитие нашей страны", - отмечается в обращении.

В то же время к президенту РФ в защиту Ходорковского и Лебедева обратились петербургские авторы. Как сказал писатель, соредактор журнала "Звезда" Яков Гордин, обращение отправлено на сайт президента страны. Подписи под обращением поставили также почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин, Борис Стругацкий, Нина Катерли, Константин Азадовский, Александр Рубашкин, Елена Чижова.

"Неправосудный приговор, если таковой будет вынесен, ударит не только по конкретным обвиняемым, но станет препятствием на пути оздоровления общественной жизни и экономики страны", - говорится в обращении.

Писатели призывают президента РФ "своим решением прекратить преследование Ходорковского и Лебедева как знак всему российскому обществу, что инициативы, связанные с реорганизацией судебно-правовой системы, предпринятые в последние годы, являются подлинными и необратимыми".